В эпоху глобализации, культурного противостояния, всеобъемлющей цифровизации всех сторон человеческой жизни понимание культуры, как она работает, становится жизненно важным вопросом национальной безопасности и идентичности. От этого зависит будущее нашего общества. Постановка подобного вопроса в образовательном процессе весьма своевременна. Идея пособия заключается в том, чтобы научить студентов социально-гуманитарных направлений подготовки правильному использованию наличных знаний о закономерностях формирования «культурного кода нации» в своей послевузовской деятельности; показать, как преодолевать негативные стороны экономического детерминизма и учитывать в экономическом поведении все основания общественного развития.
Авторы пособия ориентируют обучающихся на переход от бытового толкования культуры и ее государственно-нормативного представления как об объекте управления (то, чем занимается Министерство культуры) к научному представлению о культуре – совокупности отношений между людьми, сформировавшейся на базе материальных и духовных ценностей. Логика изложения тематики «культура» такова: общее представление о культуре – культура как ядро цивилизаций – культура общественного развития, выраженная в характеристике его институтов – синтез знаний о культуре ради уяснения «культурного кода наций» с выделением российской специфики.
Особое внимание уделено обобщению эмпирического материала социологических мониторингов, проводимых на регулярной основе Вологодским научным центром РАН, посвященных выявлению оценок со стороны населения эффективности государственного управления, состояния окружающей социальной и экологической среды, уровня образования, морали различных слоев населения и представителей власти.
Учебное пособие будет интересно широкому кругу читателей – от бакалавров, магистрантов, аспирантов и обучающихся специалитета социально-гуманитарных направлений до преподавателей и научных сотрудников, и в целом для широкого круга читателей.
